27.06.2013 13:04
5448 прочитали
В очередной раз наткнувшись в сети на заявление, что школьное образование в Австралии слабое, простите, не сдержалась. Особенно обидно, что подобные безапелляционные высказывания можно услышать от людей, дети которых ещё даже и не посещают школы. Буду честной, мне есть, что сказать по этому вопросу. Уж чего-чего, а родительского опыта у меня хоть пруд пруди. Наши дети, которым на сегодняшний день 6, 10, 12, 15 и 17 лет учились/учатся на всех из 13 возможных уровней австралийского начального и среднего образования (Prep+ 12-летнее образование) за исключением второго класса. Сразу оговорюсь, наш опыт распространяется на определённые школы нашего города. С ситуацией, сложившейся в других штатах, городах и школах и врать не буду, не знакома. Сначала -- факты. В Квинсленде 1230 государственных (state school) и больше 470 независимых школ, в т.ч. религиозных (independent and catholic schools). Все они делятся на начальные (подготовительный -- 7 кл.; Primary), старшие ( 8-- 12 кл.; High) и колледжи (Prep -- 12 кл.; College). Обучение в Квинсленде начинается, как правило, на пятом году ребячьей жизни: на 30 июня первокласснику должно быть шесть лет (http://education.qld.gov.au/schools/about/enrolling.html). Обучение в школе бесплатное для граждан и постоянных резидентов Австралии. Независимо от возраста, дети ежедневно (кроме субботы/воскресенья) проводят в школе шесть часов (с 9 до 15). Учебный год начинается в конце января и заканчивается в середине декабря. Школьные каникулы имеют следующую примерную продолжительность: летние -- 6 недель, осенние -- две недели в апреле-мае (привязаны к Католической Пасхе), зимние -- две недели в конце июня-начале июля, весенние -- две недели в конце сентября-начале октября. Территория большинства школ представляет собой раскиданные по территории (часто напоминающей парк) отдельные небольшие одно-двухэтажные здания (отдельные блоки, включающие в себя несколько классов или лабораторий), иногда соединённые крытыми переходами. У школы непременно есть своё спортивное поле, спортивные площадки, детские площадки (в младшей школе), холл для собраний, музыкальные кабинеты, библиотека, рекреационные зоны со столами для morning tea/lunch-а на открытом воздухе. Подготовительный класс больше похож на детский сад, чем на школу. Часто дети занимаются за круглыми столами на несколько человек, много времени проводят в играх, сидя на ковре, слушают чтение учителя, обсуждают прочитанное, рисуют, мастерят поделки, во время перемен (как правило, их три) гуляют на огороженной детской площадке. Формально существуют несколько предметов: счёт, письмо, чтение, спорт, музыкальные занятия, танцы, иностранный язык и аналог "труда" нашего детства. Несмотря на то, что уроки довольно продолжительные (по полтора часа), частая смена деятельности и свободное передвижение по классу не дают малышам скучать. В классе, кроме основного учителя, непременно присутствует помощник, а иногда и несколько (особенно, при активных занятиях). Обычное количество детей в классе, около 20-24 человек, связано с узаконенным соотношением 1 учитель на 12 детей. Дети, нуждающиеся в особом подходе, получают сопровождение специального помощника, который находится с ними в классе, и регулярно посещают дополнительные занятия в соответствии с их нуждами. Детям, не говорящим по-английски, предлагается особый помощник или уделяется дополнительное внимание. Домашние задания выдаются на неделю и включают в себя, например, образец изучаемой на текущей неделе буквы или цифры, тематическую раскраску и т.п. Еженедельное посещение школьной библиотеки влечёт за собой появление двух-трёх небольших книг, необходимых к прочтению. По нашему опыту, приготовление уроков занимает 5-10 минут в день. Полученные знания формально не оцениваются. С первого класса начальной школы, где нагрузка на детей несколько увеличивается, изучают довольно много разнообразных предметов: английский, математика, естественные науки (Science), общественные науки (Studies of Society and Environment), иностранный язык, спорт (Sports), физкультура (Physical Education), музыка, изо+труд (Art), танцы (Dance or Performing Arts), религиозное образование (по желанию, за небольшую дополнительную плату). В день обычно четыре-пять уроков, их точная продолжительность зависит от хода работы в классе. Две перемены, продолжительностью 35 минут, проводят (если погода позволяет) в играх на школьном дворе или спортивном поле. В классе обычно до 25 человек, учителю часто помогает помощник. Объём домашних заданий постепенно, от класса к классу, увеличивается, но в целом (согласно государственным предписаниям) не превышает 30-40 минут в день. Домашняя работа может представлять собой работу в тетради или с распечатанными учителем заданиями, чтение библиотечной книги, выполнение заданий на специальном учебном сайте/сайтах (платный аккаунт предоставляется школой), в редких случаях составление презентации (на компьютере). Проверка качества освоения материала проводится в форме разнообразных тестов, assessment-ов и эссе. Система оценок: по шкале от A до E, где А эквивалентна пятёрке. Дважды в месяц проводятся школьные собрания (assembly), на которых выступают как целые классы, так и отдельные школьники со своими речами или музыкальными/танцевальными номерами. В старшей школе, начиная с 8 класса (с 2015 года старшая школа в Квинсленде будет включать в себя и 7 класс) перед учеником стоит задача выбрать будущую специализацию и соответственно принять решение о дальнейшем, послешкольном, образовании. В 8--10 классах ученики последовательно знакомятся со всеми возможными направлениями обучения: английский, математика, естественные и общественные науки, иностранный язык, физкультура (Health and Physical Education), искусство, домоводство (Home Economics) и др. Система оценок -- как в начальной школе. Объём домашних заданий, согласно предписаниям департамента образования, составляет около 15 часов в неделю. На деле же, амбициозные студенты проводят за уроками больше времени. Проверка полученных знаний включает в себя разнообразные тесты, эссе, презентации. В 11-12 классах, имеющих решающее значение для окончательных выпускных оценок, ученику необходимо выбрать и изучить шесть предметов. Достаточно сложная система оценки знаний выпускника предполагает написание нескольких обязательных работ большого объёма, проходящих проверку на уровне штата. По окончании 12-го класса каждому ученику, претендующему на поступление в университет, в дополнение к сертификату о среднем образовании в результате сложных вычислений выставляется балл OP (Overal Position), отражающий уровень выпускника среди всех выпускников штата, претендующих на поступление в вуз в текущем году. Наивысшая оценка OP1 (4% всех выпускников штата) практически гарантирует поступление во все университеты Австралии на все специальности. OP от 2 до 5 даёт возможность проступить в хороший университет на большинство специальностей. На непопулярные специальности в не лучший университет можно попасть и с OP 16. Ежегодно университеты могут изменять проходной балл OP. В старших классах ученики участвуют в программах профессионального обучения. На практике они представляют из себя обучение на базе TAFE (система профессионального образования, для школьников получение сертификатов -- бесплатное или за символическую цену) или непосредственно на предприятиях. Не редкость, когда выпускник к моменту окончания школы имеет сертификаты о профессиональном обучении, которые теоретически позволяют ему трудоустроиться. Родители могут ознакомится с оценками ученика посредством report-ов, высылаемых по почте на домашний адрес в конце каждой четверти, или встретиться с учителем в индивидуальном порядке (при желании, в дополнение к обычному ежечетвертному parent--teacher interview можно договориться о внеплановой встрече). Доставка ученика в школу может осуществляться как силами родителей, так и посредством специального транспорта. В отличии от независимых школ, которые часто имеют собственную систему перевозок, большинство учеников пользуются межшкольными маршрутами или общественным транспортом. Проезд в них бесплатный (школа предоставляет специальный годовой проездной билет). Питание школьников, как правило, забота родителей. Обычно, в учебное время в школе работает tuck-shop (вроде буфета), предлагающий разнообразные закуски (фрукты, сэндвичи, пицца и т.п.). Многие дети приносят ланч с собой. В начальных классах, по нашему опыту, учителя проводят разъяснительную работу с родителями и учениками на предмет здорового питания. Работающим родителям, возможно, придётся воспользоваться системой продлённого дня (before- and after-school care), которая часто располагается на базе школы или близлежащего child care center. Большой популярностью пользуется и система Police-Citizens Youth Club (PCYC http://www.pcyc.org.au/), обеспечивающая присмотр за детьми за некоторую плату. Все школы штата имеют собственную форму (зимний, летний, нарядный и повседневный варианты), которую можно купить в школьном магазине. Там же можно приобрести и необходимые школьные принадлежности (в наборе). Школьную одежду распространённых школьных цветов (если политика школы в отношении формы не строгая) и разнообразные канцелярские товары можно самостоятельно купить и в общедоступных магазинах. Родительские затраты на обеспечение школьников необходимыми для обучения вещами частично компенсируются государством (на ученика начальной школы -- 400 AUD, на ученика старшей -- 800 в год). Разнообразие внешкольных занятий зависит от учебного заведения. Наши дети посещают уроки скрипки и кларнета (можно было выбрать из 12 разнообразных музыкальных инструментов), школьный духовой и струнный оркестры, занятия плаванием, йогу, уроки языка глухонемых, кружок вязания, беговой клуб. Эти занятия или бесплатны, или имеют символическую стоимость. Музыкальные инструменты можно арендовать в школе. Теперь -- субъективное мнение. Нет, назвать австралийское школьное образование слабым -- было бы ошибкой. Иногда оно таким представляется по сравнению с советским/российским по причине ограниченного выбора предметов в старших классах или недостаточной, по мнению родителей, учебной нагрузки. Каюсь, после питерских школ, в которых наши дети учились до отъезда, первое время мне было грустновато. Однако со временем, разобравшись в школьной политике, сравнив прежние и нынешние настроения и результаты наших детей, попробовав обучение в четырёх разных учреждениях, пришла к выводу, что первое впечатление было обманчиво. На мой взгляд, принципиальные различия между российской и австралийской школой состоит в том, что: - в младшей школе дают достаточно широкие, но не особенно глубокие (и утомительные) познания о мире; - предметы в старшей школе выбираются учеником в зависимости от жизненных планов; - акцент в обучении сделан не на получение объёма знаний, а на самостоятельный поиск информации и овладение различными формами её организации и подачи (эссе, публичные выступления, презентации); - система обучения в большей степени соответствует возрастным особенностям и индивидуальным возможностям ребёнка (как результат, дети не перегружены информацией, испытывают меньше стресса и получают удовольствие от жизни); - оценка не ставится во главу угла, ценятся усилия, прикладываемые ребёнком (это отражено в школьных репортах); промахи и ошибки ребёнка не афишируются, оценки известны только ученику и его родителям, а не всему классу (как результат, отстающие ученики не прессуются и не подвергаются осмеянию); - большое внимание уделяется созданию дружелюбной атмосферы, неприятия издевательств (bulling), командной работе; - обучение в большей степени нацелено на решение практических задач (математические расчёты используются, например, для проектирования "американских горок"). Школьная жизнь для австралийских детишек в большей степени fun, чем каторга. Бледные, с синяками под глазами от недосыпания, сутулые школьники здесь редкость. Дети не теряют желание учиться к концу первого класса. Интересные, жизненные задания, разнообразие творческих заданий, отсутствие скучных и однообразных упражнений -- делает обучение в австралийской школе приятным и весёлым занятием. Даже занудные упражнения по орфографии превращены в азартный спелофон (spellathon), в ходе которого классы соревнуются в том, кто сделает меньше ошибок. В целом, к 11 классу, получив представление о всём разнообразии человеческих знаний и умений и попробовав себя во многих видах деятельности, подросток может принять в той или иной степени осмысленное решение о том, что он хочет получить от жизни. Деление учеников в старшей школе на академический и профессиональный потоки обеспечивает удовлетворение разнообразных потребностей молодых людей, позволяет сфокусироваться на избранной отрасли знаний и изучить необходимые предметы углублённо. (Этим, частности, объясняется отсутствие широкого разнообразия специализированных школ.) Конечно, не стоит ожидать, что система школьного образования в Австралии идеальна. Кого-то огорчает невозможность выбрать все интересующие старшеклассника предметы, кто-то обвиняет австралийцев в отсутствии широких знаний, чей-то ребёнок недополучает знаний по иностранному языку, а кого-то раздражает школьная привычка сидеть на полу. Стоит отметить, что и сами австралийцы высказывают недовольство в адрес местных школ, обвиняя систему образования в подражании худшим мировым образцам, недостаточном контроле над учащимися, поверхностности получаемых знаний. Одно очевидно, атмосфера сотрудничества и дружелюбия в совокупности с ориентированностью на интересы ребёнка не калечит детскую психику, позволяет реализовать себя и жить в радости.
Оригинал взят у в Школьное образование в Австралии: субъективный взгляд