Статья
Иноземцы в Москве

Вторжение монголо-татар в 1237 году не могло не сказаться на этническом составе жителей княжеств и его языке. Часть кочевников осела на Руси и также перешла на службу к русским князьям.

В 15 веке великий князь московский Иван III женился на племяннице византийского императора Константана – Софье Палеолог – и заодно задумал создать такой образ города, чтобы он превосходил столичный Константинополь. Софья ПалеологПо мысли тогдашних идеологов Москва должна была стать "третьим Римом".  Поэтому в город начинают весьма избирательно приглашать западноевропейских квалифицированных гастарбайтеров – оружейников, инженеров, архитекторов. В первую очередь это были итальянцы. Они были знакомы москвичам потому как состояли в свите Софьи Палеолог.

Под руководством итальянских зодчих город изменил облик. Новые мощные стены на итальянский манер, красота и гармония Успенского и Архангельского соборов, воплотивших в себе лучшее в русских и итальянских архитектурных традициях, поставили Москву на особое место среди всех русских городов.

В это период прибывают на Русь и торговцы. Большая их часть селится в Москве и окрестностях образуя особые компактные поселения. Иностранцев на Руси именовали "фрязинами". Именно поэтому вокруг Москвы столько поселений с названиями Фрязино, Фрязево, Фряново. станция ФризиноИноземцев чуждой веры старались тогда селить за пределами города.

К 16 веку централизованное русское государство устанавливает дипломатические отношения со многими европейскими странами. В Москве появляются резиденции иностранных представителей – посольские дворы: английский – на Варварке, датский и шведский – на Маросейке. Вокруг таких дворов вырастают первые иноземные слободы.

Слободами в Москве называли поселения, объединявшие жителей по какому-то общему признаку. Обычно – по роду деятельности. Были в Москве слободы гончаров, кузнецов – таганников, воротников, хамовников и многие другие. Теперь к ним добавляются иностранные , т.е. слободы по этническому признаку.  Впрочем относились к иностранцам долвольно прохладно - из-за различий в вере.

Однако в 15-16 веках в Москве появляются и православные иноземцы. Их в столице Московского государства принимают с особым радушием и почестями. Это грузины и армяне. Агрессивная политика исламских Ирана и Турции в отношении этих народов и неспособность их раздробленных княжеств противостоять столь мощным противниками вынуждала  их все надежды на свободу и независимость связывать с православной Русью. В это время в Москву приезжают их посольства и умоляют русского царя помочь единоверцам.

Несмотря на горячее желание эту помощь оказать, Россия тогда не имела достаточно сил для такой операции, их отбирала смута внутри страны. Но русские зари предложили единоверцам убежище. Так в Москве появляются грузинская и армянская слободы.

Армянские и грузинские князья развилиармянский переулок в Москве бурную деятельность, связанную с культурой и просвещением, активно участвовали во внутренних и внешних делах  новой родины.

18 век внес значительные изменения в отношения с иноземцами. Россия нуждалась в торговых отношениях с Европой, создавала новую армию и флот, способные противостоять могущественной тогда Швеции.  Многие иностранцы переехали тогда в Россию  - на службу к царю.

С 18 века иноземные слободы в Москве начинают постепенно растворяться среди русского населения, частично сливаясь с ним, и к 19 веку практически исчезает.   

23.08.2016
 
Комментарии
Сортировка: 
Показывать по:
 
  • Комментариев пока нет
   Комментарий Записать видео-комментарий
 
 
 
     
Информация
Пожертвования

Понравилась статья?

Мигранты на Руси: История иммиграции

Вы можете отблагодарить автора разместившего статью Sergey , ведь он старался и собирал информацию для этой статьи для вас! Вы можете отблагодарить автора, любой даже самой незначительной суммой!

Поблагодарить
Действия
Рейтинг
1 голоса
Рекомендовать
88899888