Article

В паспортах россиян может появиться «пятый пункт»

В Конституции РФ говорится, что «каждый имеет право определять и указывать свою национальную принадлежность», но «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Эта формулировка заведомо исключает появление в паспортах, других документах и анкетах обязательного для заполнения «пятого пункта», как было в СССР, но не исключает предоставления гражданам права добровольно свою национальность заявлять.

Самоидентификация

В свидетельстве о рождении родители вправе указать национальность ребёнка и сейчас. Но до сих пор не удалось придумать применительно к паспортам такую схему реализации этого права, которая не вызвала бы напряжения в обществе. На днях в Госдуму был внесен проект закона, позволяющий гражданам России указывать в паспорте свою национальность. Автором инициативы выступила член Совета Федерации Жанна Иванова.

Выглядит эта схема так. Любой взрослый россиянин вправе подать письменное заявление в территориальный орган ФМС о намерении получить отметку о национальности в паспорте. ФМС в бесспорных случаях присваивает отметке индивидуальный регистрационный номер, сообщает его гражданину, а тот сам заказывает в уполномоченной на то организации индивидуальный штамп, оплатив его стоимость. При этом отметка может быть аннулирована по письменному заявлению гражданина. В этом случае ему может быть выдан новый паспорт. Сведения о национальности по инициативе родителей могут быть также внесены в свидетельство о рождении ребенка. Ранее коммунисты вносили аналогичные законопроекты, но правительство давало отрицательный отзыв, потому что штамповку они предлагали сделать бесплатной для граждан.

Но могут быть и спорные случаи. Например, родители записали ребёнка в свидетельстве о рождении русским — такова национальность одного из родителей, а ребёнок вырос и решил назваться евреем — по национальности другого родителя. В таких ситуациях придётся идти в суд.

Без суда не обойтись и в случае «явного несовпадения объективных критериев определения национальной принадлежности данного гражданина с выраженным им в указанном заявлении соответствующим волеизъявлением». Объективные критерии, руководствуясь которыми чиновники ФМС будут принимать решение, перечислены тут же: это «родной язык, традиции и обычаи, культура, религия, родство и родственные связи, проживание в соответствующей этнокультурной среде, а также иные объективные критерии определения национальной принадлежности, предусмотренные федеральным законом». Все они применительно к конкретным ситуациям оказываются в ряде случаев субъективными.

Правда, ещё в 2003 году в законопроекте «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ», внесенном в Госдуму за подписью Владимира Путина, говорилось о возможности поставить в паспорте отметку о национальности по личному письменному заявлению. Но в 2011 году Госдума по согласованию с Кремлем сняла этот документ с рассмотрения как «утративший актуальность».

А вот в наше время…

В СССР графа номер 5 для указания национальности была в типовых анкетах. Запись «национальность» в паспортах появилась в 1974 году. В прежних также была графа «национальность», но не было графы «Гражданин СССР», также было «социальное положение» — рабочий, колхозник, служащий и т. п. Полная замена паспортов произошла примерно к 1980 году.

В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность определялась гражданином для себя в 16 лет при получении паспорта путём выбора из национальностей отца или матери. Чаще выбирали по отцу; также обычно по отцу определялась национальность детей до 16 лет (например, в школьных классных журналах тоже имелась страница «национальность»). Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (например, еврей, немец, поляк, крымский татарин и т. п.), человек выбирал себе национальность другого родителя, более приемлемую (русский, украинец, белорус и т. п.). При этом он мог иметь национальность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР. К примеру, учёт национального состава населения во время всеобщей переписи 1959 года осуществлялся по 126 наименованиям; во время переписи 1979 года — по 123, а в переписи 1989 г. — по 128. Существование некоторых народов (например, ассирийцев) советским государством отрицалось.

В большинстве стран мира созвучный термин (например, англ. nationality) означает не принадлежность к этнической группе, а гражданство. Для обозначения этнического происхождения употребляются термины этничность (англ. ethnicity), этническая личность, этническая принадлежность; в паспортах это не указывается. Согласно определению Конституционного суда РФ, «национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина. Согласно Конституции, гражданство РФ является единым и не зависит от оснований его приобретения».

Отмена в 1990-е годы упоминания национальности в паспорте в Российской Федерации, а затем её введение, но уже в необязательном порядке вызывает бурные политические дискуссии. Аналогичные вопросы рассматриваются на Украине и также вызывают неоднозначную реакцию. В итоге сейчас в России национальность может быть указана только в одном документе — в свидетельстве о рождении, причем национальность не ребенка, а только его родителей и только по их желанию. Помимо этого, национальность называют участники переписи населения, однако никаких критериев для ее определения не существует и человек волен обозначить себя как угодно, даже назваться хоббитом или эльфом.

Что имеем

Проблема гораздо шире, чем наличие либо отсутствие отметки в паспорте, она рассматривается в контексте роста межнациональной напряженности. Например, московская городская Дума вносила поправки в «Закон о СМИ» с запретом упоминания национальности преступников и их жертв.

В настоящее время в России право граждан определять свою этническую принадлежность (национальность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения люди сообщали о своей принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки, поморы, скифы), либо вообще к несуществующим (хоббиты, эльфы и пр.).

В итоге приказом Росстата в 2010 году утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения Всероссийской переписи населения 2010 года». Значительно увеличившийся список ограничен 1840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».

В странах-соседях, ранее входивших в состав СССР, ситуация аналогична нашей. Например, в Казахстане национальность указывается по желанию владельца в паспорте и в удостоверении личности. В паспортах граждан Украины графы национальность нет, и в свидетельствах о рождении ребёнка указывается лишь гражданство.

Олег Смолин, 1-й зампред комитета ГД РФ по образованию, фракция «КПРФ»: «Регулярность возвращения к данному вопросу объясняется, видимо, тем, что есть люди, — и таких людей немало — которые гордятся своей национальностью и хотели бы ее подчеркнуть. И я бы отделял друг от друга два понятия: национальной гордости и национализма. В национальной гордости нет ничего плохого: каждый человек вправе гордиться своим народом. Но при этом он не должен недооценивать другие народы. Иными словами: уважай все народы и люби свой».

Чем объяснить, что предложение об указании в документах национальности звучит у нас регулярно? Видимо, все это от неустроенности, от каких-то проблем, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. Может, кто-то считает, что благодаря указанию в паспорте национальности, он будет защищен своим этносом. Но законы-то у нас направлены на защиту прав и свобод граждан вне зависимости от их национальной принадлежности!

Вспоминается известное высказывание Расула Гамзатова. Однажды он заметил: в Махачкале я аварец, в Москве дагестанец, а за пределами страны я — русский. Это говорит о том, что каждый из нас самостоятельно может определить свою идентичность, и не обязательно для этого указывать в паспорте национальность. И если мы хотим развиваться, двигаться вперед, то нам нужно не разделяться, а объединяться.

Исторический факт

Уже со второй половины XVI века в Астраханский край наряду с русскими начали прибывать армяне, бухарцы, хивинцы, персы, индийцы. Их привлекала выгодная торговля с Московским государством, поскольку правительство поощряло развитие торговли с восточными странами, предоставляя различные льготы заморским купцам. С XVII века в Астрахани появляются гостиные дворы персов, армян, индийцев, учреждаются торговые компании. Европейцы также стремились завязать торговые отношения с Астраханью, а через нее и со странами Востока. Особенно энергично действовали англичане. В 30-х годах ХVIII века степи Северного Прикаспия стали местом обитания калмыков, ранее кочевавших по необъятным просторам Западной Монголии. В конце ХVIII века на территории Астраханского края появились казахи.

Своеобразием астраханского казачества был его полиэтнический состав. Здесь были русские и поляки, калмыки и татары, малороссы. Казачество являло пример и религиозной терпимости. Хотя подавляющее большинство казаков были православными, среди них были, кроме того, мусульмане, католики, старообрядцы. Будучи весьма отличными по этническим и религиозным признакам, казаки были объединены конвойно-караульной службой и взаимной экономической заинтересованностью.

К началу XX века в Астраханской губернии проживали 1 241 432 человека. Среди них: русских — 552 399, украинцев — 178 712, белорусов —12 452. Таким образом, славянская группа населения была преобладающей, она в целом объединяла 733 563 человека. Сюда можно еще приплюсовать 2358 поляков. Другие национальности распределились следующим образом: казахов — 279 321; калмыков — 143674; татар — 65456; армян — 9724; немцев — 3382; евреев – 2597; персов — 1259, французов и англичан — 45, прочих — 50 человек. Из всех жителей Астраханской губернии к концу XIX века примерно 70 процентов вели оседлый образ жизни, а 30 процентов — кочевой.

В советскую эпоху (1917–1991) каких-то значительных изменений в этнической ситуации в Астраханском крае (с 1943 г. — области) не происходило. Необходимо только отметить переселение в область в 1947 г. русских-липован, а также — во второй половине XX в. мигрантов с Северного Кавказа (в основном, даргинцев), цыган и отдельных групп российских немцев, возвращающихся из мест депортации. По данным Всесоюзных переписей 1959–1989 гг. фиксировался общий рост населения области за каждые 10 лет в среднем на 50–70 тыс. чел.

С конца ХХ века и по нынешний день в Астраханской области наблюдается значительный прирост мигрантов с Кавказа и из Средней Азии: аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, кумыков, азербайджанцев, армян, турок-месхетинцев, узбеков и таджиков. И наоборот, падает численность традиционных, «коренных» народов: русских, татар, украинцев, белорусов — в результате превышения смертности над рождаемостью, а также немцев и евреев — в основном, за счёт эмиграции в Германию и Израиль. Только один нижневолжский этнос — казахи, несмотря на всё, сохранил динамику неуклонного роста.

Национальное разнообразие

Астраханская область многонациональна и поликонфессиональна. По данным последней переписи населения, здесь проживают представители всех народов и этнических групп России и стран СНГ, всего в регионе насчитывается более 180 национальностей. Самыми массовыми этническими группами являются русские, казахи, татары вместе с «астраханскими татарами» (так во время переписи они пожелали себя назвать), украинцы, чеченцы, азербайджанцы вместе с талышами, калмыки и ногайцы.

Последняя перепись населения России состоялась в 2010 году. Согласно полученным данным, в стране проживает более 142 миллионов человек. Русскими себя назвали более 110 миллионов человек, татарами — свыше 5 миллионов, украинцами — 2 миллиона, башкирами — 1,5 миллиона, чувашами и чеченцами — по 1,4 миллиона человек.

Проанализировав национальный состав населения региона между переписями, специалисты пришли к выводу, что доля русского населения сократилась примерно на 2% (в 2010 году доля составила 67,6%), татар — с 7 до 6,6%, украинцев — с 1,2 до 0,9%, чеченцев — с 1 до 0,8%. Однако увеличилась численность казахов на 6,8 тыс. человек, узбеков — на 1,6 тыс., ногайцев — на 3,2 тыс., корейцев — на 0,9 тыс., цыган — на 0,9 тыс., даргинцев — на 0,7 тыс., лезгин — на 0,6 тыс., аварцев — на 0,5 тыс.. По оценке экспертов, это произошло в силу естественного воспроизводства, внешней миграции, роста этнического самосознания, сформированного под влиянием смешанных браков.

Интересны сведения по малочисленным народам. Например, по данным переписи населения 2010 года, в России насчитывается 205 тысяч человек, относящих себя к цыганам, примерно 5,5 тысяч цыган проживает на территории Астраханской области, в самой Астрахани – не менее 2,6 тыс. цыган и почти столько же в ближних пригородах. По сравнению, например, с переписью населения Астраханской области в 2002 году, когда было зафиксировано 4331 цыган, можно отметить некий возрастающий рост цыганского населения.

Есть в нашем регионе и бывшие румыны — астраханские липоване. Это, в основном, потомки переселившихся в своё время в Румынию стаарообрядцев, которые преследовались за свою веру в царской России. В 1947 году они были репатриированы оттуда к нам в Астраханскую область. Часть из них была отправлена в Тюменовку (с. Речное Харабалинского района), часть в посёлок Корейский (Успех Камызякского района). Астраханские липоване проживают также в Уварах, Раздоре Камызякского района и в Астрахани.

Интересна и ещё одна малая народность, проживающая в регионе — корейцы, которых депортировали к нам ещё в 1937 году с Дальнего Востока. Возможно, именно представителям таких народов и была бы наиболее интересна новация, связанная с проставлением национальности в паспорте.

14.04.2015
 
Comments
Order by: 
Per page:
 
  • There are no comments yet
Actions
Rating
0 votes
Recommend