- Абу Амир, вы давно находясь вне России, наверняка много общаетесь с русскоязычными эмигрантами. Почему, на ваш взгляд, российские мусульмане едут на ПМЖ в Турцию?
- Кто, в основном, переезжает в страну?
– Контингент приезжающих на ПМЖ в Турцию россиян неоднороден – это не только мусульмане. Вообще в Турции проживает около миллиона россиян, из них 160 тысяч только в Анталии, и большинство из них – не мусульмане. Мотивация у них была совсем не исламская – как любые эмигранты, они просто искали более комфортные условия проживания. В хиджабах здесь ходит не более 30% женского населения. Это совершенно свободная страна. Долгое время хиджабы здесь преследовались, до сих пор существуют какие-то ограничения, которые потихоньку демонтируются.
- В России после определенных сюжетов по ТВ бытует поверье, что турки плохо относятся к русским. Так ли это?
– Это стереотип. Страна развивается. То, что было в начале 90-х – челноки с большими сумками, волна проституток из России – сегодня этого нет. Точнее, вопрос с проституцией не стоит так остро, как тогда, но есть такое явление – сары гелин, “рыжая невеста”. Так называют русских невест. Турки предпочитают русских женщин, в одной только Анталии проживает 20 тысяч таких русских невест.
- Каковы мотивации сторон в таких браках?
– В турецких семьях, как правило, царит матриархат, женщина управляет семьей, уделяет себе гораздо меньше внимания, чем дому, детям, быту. Русские женщины сами по себе считаются красивыми, работящими, трудолюбивыми. В советское время сложился стереотип советской женщины с двумя авоськами, в зубах ребенок, успевает везде, и на работу, после 5-6 бежит домой, и там все успевает. Этот стереотип на самом деле соответствует действительности – наши женщины в плане выносливости превзойдут любых женщин мира.
- То есть ленивым туркам нужны наши ломовые лошади?
– Абсолютно нет! Турки и сами трудяги, с 6 утра до 6 вечера все работают, потому что по-другому тут выжить не получается, страна лишена ресурсов. Только география и людской ресурс. По-любому здесь приходится работать. Но русские женщины еще и привлекательные, и их тоже устраивает такой симбиоз. Алкоголизм ведь в России процветает, это бич современности… Многие женщины предпочтут красивую природу, трудолюбивого любящего состоятельного непьющего мужа, который будет ценить ее и детей. Множество преимуществ. Едут, в основном, женщины от 25 до 35 лет.
- Кто еще, помимо рыжих невест, переезжает на ПМЖ в Турцию?
– Мотивация молодых кавказцев: за 4 года на Кавказе пропало без вести около 8 тысяч молодых людей, соблюдающих ислам. Многих молодых людей такая перспектива не радует. Турция – это безвизовая страна, не нужно получать шенген, конечно, молодой человек едет в Турцию, живет на какие-то свои ресурсы, потихоньку интегрируется в общество, устраивается на работу, получает вид на жительство и живет.
Еще тут есть российский средний класс, который приезжает в Турцию отдыхать. А когда им надоедает кормить пятизвездочные отели, они просто покупают тут недвижимость и проводят здесь бархатные сезоны. Это – три основных контингента.
- Как у наших соотечественников в Турции обстоят дела с трудоустройством? Вот приехала такая Наташа, языка не знает…
– Турецкий язык вообще не сложен. За год осваиваются азы…Работают консультантами в магазинах, в недвижимости, во всех сферах услуг, которые связаны с русскоязычными, с переводами.
- То есть понаехать и сделать, например, политическую карьеру русской женщине не светит?
– Такого пока не было, но я не исключаю, что такой вариант возможен, почему нет? Турция – демократическая страна. Если женщина найдет себе электорат, такое вполне вероятно.
- А остальные русские чем там занимаются? С “дачниками” все понятно, они не работают…
– Пока с рублем этой катавасии не было, они занимались отправкой товаров, мелкой торговлей и так далее.
- Ностальгия многих мучает?
– Это все зависит от градуса преследований, которые их ждут дома. Я видел людей, которых пытали током, или которые брата потеряли. Они только год-полтора будут от шока отходить. Они неразговорчивы, в депрессиях, их мучают кошмары. Их, может, и потянет на родину, но не сразу.
- Можно ли найти себя в России и нужно ли это делать мусульманам?
– Обязательно нужно! Нужно искать компромисс с властями, с обществом. Нужно интегрироваться, приносить какую-то пользу и исламу, и обществу. Я считаю, что это возможно.
- А то со стороны некоторых российских политиков на местах периодически звучит: “езжайте в Самарканд и там стройте мечети”. Может, действительно, лучше уехать?
– Мусульман в России только коренных 20 миллионов. И исход даже в масштабах Моисея, который увел 600 тысяч евреев из Египта, нереален – нужны чудеса, манна небесная. Я думаю, что кто-то может найти какой-то баланс, сосуществовать, ждать лучших времен. Вот эта риторика, которая рассчитана на быдло – “Россия для русских, Москва для москвичей”, она не вечна. Есть люди размышляющие, понимающие, что это гибельно для России. Фашизм сам по себе разрушителен.
- Иными словами, к вопросу о том, делать ли молодежи хиджру или оставаться, кто может – пусть уезжает, кто не может – остается?
– Я бы иначе сказал: кто может, пусть остается, а кто уже не может в России – уезжает. Это принципиально. Я думаю, что мусульманам, несмотря ни на что, надо интегрироваться. Экстремизм ведь двустороннее явление: есть и русский экстремизм, фашизм, исламофобия на государственном уровне, которая подогревается, поощряется. Есть экстремизм и мусульманский, я не отрицаю. Все это надо ликвидировать, но это задача проповедников, богословов, ученых, и в последнюю очередь силовиков. Мы должны демонтировать все эти образы и, конечно, ждать шаг навстречу со стороны государства, потому что без государства нам этих вопросов не урегулировать.А если чиновники не заинтересованы в диалоге, все это будет продолжаться.
Нельзя чтобы доминировал силовой вектор: убьешь одного, а у него дети, братья захотят отомстить. Это же вопрос миллионов жизней, их истребить фактически невозможно. Это пробовал и Гитлер, и в Руанде был геноцид, и где только его не было. Даже с прагматичной точки зрения, уничтожить несколько миллионов народа невозможно. Потому рассчитывать чисто на силовой вектор – “сейчас мы их подавим, убьем” – думаю, не вариант.
Должен быть диалог и он, конечно, есть. В России много конструктивных мусульманских лидеров, которые пытаются что-то созидать. Я считаю, что мусульманам надо двигаться именно в таком направлении. Созидать, искать диалог с государством, обществом, социумом, в котором они проживают, не замыкаться, получать достойное образование, интегрироваться, быть специалистами в своих областях, работать. Мы не должны маргинализироваться, мы должны развиваться. Риторика государства тоже когда-нибудь изменится. Не то, чтобы я скучал, но это земля моих предков, и так просто уезжать… Я имею не меньше прав на эту землю, чем тот же Хлопонин, который предлагал мусульманам уехать, или другие персонажи. Мои предки там тысячу лет лежат, я такой же гражданин России и имею такие же права. Если чиновниками будет соблюдаться Конституция – права на вероисповедание и так далее, она будет соблюдаться и мусульманами. А куда они денутся? Так что мы надеемся, что компромисс возможен, и волна неприятия, которая порождает ответное неприятие, прекратится.
Уважаемые посетители ! Для того чтобы узнавать об ответах на ваши вопросы в комментариях, рекомендуем вам, пройти простую и легкую регистрацию в нашей сети, и после этого оформить подписку, на выбранный вами контент!
Регистрация