В 2015–2025 годах по всему миру заработает миграционный пылесос. Cтраны Запада откроют свои границы для высококвалифицированных мигрантов. В результате Россия за 10 лет недосчитается 27 тысяч специалистов.
В январе этого года Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации был подготовлен большой отчет о «четырех мобильностях», которые могут серьезно повлиять на обозримое, но еще отдаленное будущее – с 2020 по 2040 год.
«Мобильностями» экономисты называют ситуации, где экономически важные активы начинают перемещаться с важными последствиями для экономики. Скажем, создание промышленных холодильных установок привело к росту мобильности пищевого сырья в начале XX века. В результате мировое сельское хозяйство приобрело новых лидеров – Аргентину и Австралию. Падение товарности сельского хозяйства в России привело к сокращению экспортных доходов страны, росту обнищания сельского населения и в итоге стимулировало революцию 1917 года, а затем коллективизацию. Появление бумажных денег вместо золотых приводит к мобильности финансов, появление интернета – к мобильности информации.
Эти мобильности нам не просто хорошо знакомы, они часть нашей жизни, мы привыкли к ним и научились жить с ними и в них. А какие мобильности неотвратимо надвигаются с горизонта сейчас, грозя радикально изменить нашу жизнь? Вот их мы и постарались увидеть и описать. Мы не боялись сделать ошибку, да во многом, я думаю, обязательно ошибемся. Но, как показывает опыт, далекое будущее превосходит не только ожидания аналитиков, но и писателей-фантастов, а потому мы не сдерживали свои прогнозы, чтобы хоть таким способом оказаться в ожиданиях ближе к немыслимому будущему.
Первая мобильность, которую мы ожидаем, – мобильность труда. Точнее, мобильность высококвалифицированного инженерного труда. Сейчас она глобально на одной из самых низких точек за последние пару сотен лет, что вызвано не отсутствием желания людей переезжать, а репрессивной визовой политикой правительств мира. Любой, кто когда-либо пытался переехать на жительство в другую страну, очень быстро выяснял, что жизнь нелегального мигранта непроста: ни работу найти, ни водительские права получить, ни счет в банке открыть – всюду препятствия для устройства. А чтобы стать легальным мигрантом, мало просто иметь такое желание – в последние 15–20 лет программы иммиграции «по пойнтам» закрыли даже те немногие страны, которые их имели. Потенциальным иммигрантам нужно выдумывать иногда куда как хитрые способы, из которых самый простой – получить визовую поддержку от работодателя после многомесячной и дорогостоящей возни. В основном к постоянному переезду ведут более кривые пути – врать напропалую о том, как тебя преследовали на родине, чтобы дали убежище, заключать фиктивный брак, переводиться по работе в существующий только на бумаге зарубежный филиал, инвестировать несуществующие капиталы…
Так было до недавнего времени, а затем ситуация начала меняться. Правительства Великобритании, Чили, Канады стали осознавать, что их экономика нуждается в инженерах и предпринимателях больше, чем их социалка нуждается в уменьшении числа нахлебников, и стали создавать у себя специальные визовые программы для этих категорий населения. Насколько больше? Ожидаемый дефицит вакансий ученых, инженеров, программистов и предпринимателей – или, используя международную бюрократическую аббревиатуру, STEM (science, technology, engineering, math – науки, технологии, инженерное дело и математика) – только в странах ОЭСР оценивается в 1 млн 250 тысяч вакансий до 2020 года.
Как обычно, меры, которые может придумать современное правительство, оказывались неуклюжими и забюрократизированными, а процесс долгим, и большого эффекта на мировые миграционные потоки эти программы не оказали. Но осенью прошлого, 2013 года в конгрессе США появился законопроект S.744 с длинным названием «Закон 2013 года о безопасности границ, экономических возможностях и модернизации иммиграции», более известный в кулуарах как «Всеобщая иммиграционная реформа».
В отличие от многих предшествовавших инициатив эта реформа была согласована двумя ведущими партиями и администрацией Обамы. В законопроект внесли все компромиссы по иммиграции, которые накопились к моменту его создания. Консервативным республиканцам дали новые рабочие места по охране границы для пограничных Техаса, Нью-Мексико и Аризоны и жесткий режим против новых нелегалов. Левым демократам – легализацию уже приехавших иммигрантов из Латинской Америки. Фермерам – спецвизы для сезонных неквалифицированных рабочих. Ну а технологической индустрии Калифорнии и Восточного побережья США пообещали грин-карты для иностранных выпускников университетов США, спецрежимы для иностранных предпринимателей (стартап-визы) и замену лотереи грин-карт иммиграцией «по пойнтам». (Желающих ознакомиться со всеми нюансами новой реформы я отправлю на сайт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, где выложен многостраничный доклад, подробно расписывающий все новые визы и их условия; см. с.16–20.)
S.744 быстро прошел все комитеты, прошел сенат и остановился в конгрессе, когда в США случился фискальный кризис – законодателям стало не до реформы, а после каникул реформа, что называется, потеряла момент. Но с рассмотрения S.744 не снят, и рано или поздно он попадет на финальные слушания, а учитывая, что все переговоры сторон по нему состоялись и по существу менять там уже нечего, он, скорее всего, пройдет и конгресс и получит подпись Обамы.
А вот после этого начнутся великие потрясения. Если (когда) этот законопроект будет принят, иммиграционный режим в США станет таким же либеральным, как когда-то давно, в 1960-е годы. Миграционный потенциал этой реформы только по рабочим местам STEM – около 1 миллиона высококвалифицированных мигрантов и членов их семей. Другие страны ОЭСР будут вынуждены стремительно вводить аналогичные меры и у себя, чтобы не оказаться без кадров. И в 2015–2025 годах по всему миру заработает миграционный пылесос.
Мы попробовали смоделировать последствия этой мобильности труда. Опуская параметры, критерии, ограничения и другие нюансы нашей модели, скажу: по нашим подсчетам, Россия недосчитается за 10 лет 27 тысяч высококвалифицированных специалистов. Для сравнения: МГТУ имени Баумана, Университет нефти и газа им. Губкина, Физтех, МИФИ и питерский Политех совместно выпускают в год менее 7000 специалистов, а во всех компаниях-резидентах инновационного центра «Сколково» работает около 14 тысяч сотрудников с высшим образованием. К сожалению, противопоставить этому пылесосу нам сейчас нечего. Средств остановить надвигающуюся утечку специалистов за рубеж нет.
Если кто-то начинает фантазировать о новом железном занавесе, крепостных шарашках, гулагах для программистов и тому подобных экстремальных мерах – остановитесь сразу. Во-первых, STEM-профессионалы побегут уже не через одного и постепенно, а все и сразу. Во-вторых, толку нам с хайтечных рабов ноль – невольник к творческому труду не способен. Ни себе, ни людям.
Спрашивается, что же делать? Способ сделать из лимона лимонад есть. Опыт Израиля, Индии, Тайваня, Вьетнама и Китая показывает, что наличие влиятельной и обширной диаспоры в технологическом центре США через 5–10–15 лет оказывается критически важным для интенсивного развития высокотехнологического сектора на родине диаспоры.
Юрий Аммосов, cоветник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ
Dear visitors! In order to find out about the answers to your questions in the comments, we recommend that you go through a simple and easy registration in our network, and then subscribe to the content of your choice!
RegistrationСемён Семёныч: | ||
Ну слава тебе господи. Наконец-то в США взялись за голову и снова стали ценить специалистов. Немцы вон тоже миграционную программу для профи открыли. С россией не надо воевать. Надо просто дать возможность уехать из неё её мозгам. Причём не вороватым бухгалтерам и юристам, а толковым инженерам. Оно окупится. Если этот пылесос наконец-то заработает, россию ждёт технологический кризис и она сама ляжет… с таким-то отношением к технологиям и особенно к тем, кто их создаёт… Должна же наконец страна воров себя доканать.
|
||
18.07.2014 |