Весной 2012 года мы с женой приехали сюда впервые — просто как туристы. Тогда мы пробыли во Вьетнаме две недели, побывали в четырех городах. Уже осенью мы взяли билеты в один конец.
Изначально мы планировали поездку на 3–4 месяца, выбрали Муйне — городок на побережье Южно-Китайского моря. И вот мы живем здесь уже второй год.
Стоит оговориться, что родина нам очень близка и дорога, но удовольствия и вдохновения, которых хочется получать от жизни, во Вьетнаме, как мы выяснили, несравненно больше.
Виза
Визовое подтверждение мы сделали еще в Москве. Оно обошлось нам примерно в 2400 руб. за двоих. Документ прислали по электронной почте, затем просто его распечатали и в аэропорту поставили визу по прилету. По закону в аэропорту гражданам России уже ничего платить не надо. С нас, если честно, пытались взять лишние деньги, но мы улыбнулись и объяснили, что знаем порядки.
Здесь продлить визу можно легко — за неделю до окончания визы нужно отдать паспорта местному агентству. Они сами все возят в Сайгон и занимаются всеми формальностями. Мультивиза на три месяца стоит 35$.
По истечении девяти месяцев мы обязаны выехать из страны хоть на час. Чаще всего эта проблема решается краткосрочным выездом в соседнюю страну Камбоджу. Главное — получить штамп о пересечении границы.
Язык
Вьетнамский язык не такой уж сложный, как кажется. Считать, называть числа до 100 научился за пару месяцев. Выучили новую полезную фразу: «Тинь тинь чоа той» — «Счет, пожалуйста». Вьетнамцы искренне рады, когда что-то говоришь на их языке.
Почему-то вьетам с большим трудом дается наша буква «р». Ни прорычать, ни сказать слова «рыба» не могут. Про значение букв «ь» и «ъ» можно не говорить — мне так и не удалось объяснить необходимость этих букв в нашем языке.
У каждого вьета минимум три имени. Вообще они не очень любят обращаться по имени друг к другу. В семье обращаются друг к другу по числам, от старшего к младшему: первый, второй, третий и т.д.
Есть публичное «эной» или «эмой» — обращение к постороннему младшего или старшего возраста. Настоящее имя человека знают только родители и он сам.
Заработок
Сначала получалось дистанционно работать с Москвой. С интернетом проблем по всей стране нет. Зарплата приходит на карту, и ее в любом банкомате можно обналичить в местной валюте. Также всегда есть варианты немного подзаработать в разных турагентствах, магазинах, массажных салонах в самом Вьетнаме.
За полтора года, которые я здесь прожил, успел сменить работу. Сейчас с семьей имеем тут свой небольшой бизнес. Жена — профессиональная певица, работает в самом крупном русском ресторане. Кроме этого, еще я работаю в русском рекламном агентстве.
У местных один из самых крупных источников дохода — это рыбалка.
Рыбалка во Вьетнаме — тяжелый каждодневный труд сильных людей, которым нужно выживать и кормить семьи.
Рыбаки уходят в море ночью, в круглых корытцах, похожих на таз.
В 30–40 метрах от берега их ждут местные баркасы, в которых зажигание и газ/скорость управляется путем натягивания лески с ручкой, идущей откуда-то из глубины посудины. Всю ночь они лавируют на волнах, закидывая огромную сеть в море и пытаясь выловить как можно больше рыбы. После пяти утра рыбаки продают улов местным торговцам и ресторанам.
Транспорт
На дорогах Вьетнама организованный хаос. Все куда-то едут, и всем плевать на соратников по дорожному движению.
«Ну надо мне, надо!» И вот тебе езда по встречной полосе, и поворот с первого ряда налево вопреки всем законам российского ПДД и чувству самосохранения. И ведь никто даже слова не скажет. Во всем буддийское спокойствие.
Жилье
Жилье мы искали долго, в итоге выбрали вариант бунгало в жилом комплексе, где на сравнительно большой зеленой территории стоят белые домики. Внутри каждого — просторная комната, большая туалетная комната и душевая. В таких бунгало постояльцы живут подолгу, но бывает, что могут заселить и туристов.
Цены сильно колеблются для разных категорий постояльцев. При ценообразовании очень многое зависит от отношений с администрацией в лице хозяйки и личного обаяния. Разброс цен месячной аренды — от $300 до $750.
Роль государства
Социализм во Вьетнаме как был, так и остался, правда, сейчас он с капиталистическим лицом. Роль Коммунистической партии уже не так явна в жизни граждан. Чем-то все напоминает Китай.
Есть официальная государственная идеология, но зарабатывать деньги хотят все. И законы этому не препятствуют, а, скорее, наоборот.
Мне непросто было осознать, что жители страны, которую мы считали «третьим миром» счастливее, чем наши граждане. Здесь налоги платят только предприятия. Рыбаки, фермеры и т.п. неприкосновенны. Все, что растет, бегает и плавает в твоей стране, принадлежит тебе. Никаких налогов на это нет. Страна — сугубо для ее населения. Иностранцам вход в бизнес очень осложнен.
Физические лица получать международные переводы могут абсолютно легко, а вот отправить отсюда деньги практически нереально.