В очередной раз наткнувшись в сети на заявление, что школьное образование в Австралии слабое, простите, не сдержалась. Особенно обидно, что подобные безапелляционные высказывания можно услышать от людей, дети которых ещё даже и не посещают школы. Буду честной, мне есть, что сказать по этому вопросу. Уж чего-чего, а родительского опыта у меня хоть пруд пруди. Наши дети, которым на сегодняшний день 6, 10, 12, 15 и 17 лет учились/учатся на всех из 13 возможных уровней австралийского начального и среднего образования (Prep+ 12-летнее образование) за исключением второго класса. Сразу оговорюсь, наш опыт распространяется на определённые школы нашего города. С ситуацией, сложившейся в других штатах, городах и школах и врать не буду, не знакома.
Территория большинства школ представляет собой раскиданные по территории (часто напоминающей парк) отдельные небольшие одно-двухэтажные здания (отдельные блоки, включающие в себя несколько классов или лабораторий), иногда соединённые крытыми переходами.
У школы непременно есть своё спортивное поле, спортивные площадки, детские площадки (в младшей школе), холл для собраний, музыкальные кабинеты, библиотека, рекреационные зоны со столами для morning tea/lunch-а на открытом воздухе.
Подготовительный класс больше похож на детский сад, чем на школу. Часто дети занимаются за круглыми столами на несколько человек, много времени проводят в играх, сидя на ковре, слушают чтение учителя, обсуждают прочитанное, рисуют, мастерят поделки, во время перемен (как правило, их три) гуляют на огороженной детской площадке. Формально существуют несколько предметов: счёт, письмо, чтение, спорт, музыкальные занятия, танцы, иностранный язык и аналог "труда" нашего детства.
Несмотря на то, что уроки довольно продолжительные (по полтора часа), частая смена деятельности и свободное передвижение по классу не дают малышам скучать. В классе, кроме основного учителя, непременно присутствует помощник, а иногда и несколько (особенно, при активных занятиях). Обычное количество детей в классе, около 20-24 человек, связано с узаконенным соотношением 1 учитель на 12 детей. Дети, нуждающиеся в особом подходе, получают сопровождение специального помощника, который находится с ними в классе, и регулярно посещают дополнительные занятия в соответствии с их нуждами. Детям, не говорящим по-английски, предлагается особый помощник или уделяется дополнительное внимание. Домашние задания выдаются на неделю и включают в себя, например, образец изучаемой на текущей неделе буквы или цифры, тематическую раскраску и т.п. Еженедельное посещение школьной библиотеки влечёт за собой появление двух-трёх небольших книг, необходимых к прочтению. По нашему опыту, приготовление уроков занимает 5-10 минут в день. Полученные знания формально не оцениваются.
С первого класса начальной школы, где нагрузка на детей несколько увеличивается, изучают довольно много разнообразных предметов: английский, математика, естественные науки (Science), общественные науки (Studies of Society and Environment), иностранный язык, спорт (Sports), физкультура (Physical Education), музыка, изо+труд (Art), танцы (Dance or Performing Arts), религиозное образование (по желанию, за небольшую дополнительную плату). В день обычно четыре-пять уроков, их точная продолжительность зависит от хода работы в классе.
Две перемены, продолжительностью 35 минут, проводят (если погода позволяет) в играх на школьном дворе или спортивном поле. В классе обычно до 25 человек, учителю часто помогает помощник. Объём домашних заданий постепенно, от класса к классу, увеличивается, но в целом (согласно государственным предписаниям) не превышает 30-40 минут в день. Домашняя работа может представлять собой работу в тетради или с распечатанными учителем заданиями, чтение библиотечной книги, выполнение заданий на специальном учебном сайте/сайтах (платный аккаунт предоставляется школой), в редких случаях составление презентации (на компьютере). Проверка качества освоения материала проводится в форме разнообразных тестов, assessment-ов и эссе. Система оценок: по шкале от A до E, где А эквивалентна пятёрке. Дважды в месяц проводятся школьные собрания (assembly), на которых выступают как целые классы, так и отдельные школьники со своими речами или музыкальными/танцевальными номерами.
В старшей школе, начиная с 8 класса (с 2015 года старшая школа в Квинсленде будет включать в себя и 7 класс) перед учеником стоит задача выбрать будущую специализацию и соответственно принять решение о дальнейшем, послешкольном, образовании. В 8--10 классах ученики последовательно знакомятся со всеми возможными направлениями обучения: английский, математика, естественные и общественные науки, иностранный язык, физкультура (Health and Physical Education), искусство, домоводство (Home Economics) и др.
Система оценок -- как в начальной школе. Объём домашних заданий, согласно предписаниям департамента образования, составляет около 15 часов в неделю. На деле же, амбициозные студенты проводят за уроками больше времени. Проверка полученных знаний включает в себя разнообразные тесты, эссе, презентации. В 11-12 классах, имеющих решающее значение для окончательных выпускных оценок, ученику необходимо выбрать и изучить шесть предметов.
Достаточно сложная система оценки знаний выпускника предполагает написание нескольких обязательных работ большого объёма, проходящих проверку на уровне штата. По окончании 12-го класса каждому ученику, претендующему на поступление в университет, в дополнение к сертификату о среднем образовании в результате сложных вычислений выставляется балл OP (Overal Position), отражающий уровень выпускника среди всех выпускников штата, претендующих на поступление в вуз в текущем году. Наивысшая оценка OP1 (4% всех выпускников штата) практически гарантирует поступление во все университеты Австралии на все специальности. OP от 2 до 5 даёт возможность проступить в хороший университет на большинство специальностей. На непопулярные специальности в не лучший университет можно попасть и с OP 16. Ежегодно университеты могут изменять проходной балл OP. В старших классах ученики участвуют в программах профессионального обучения. На практике они представляют из себя обучение на базе TAFE (система профессионального образования, для школьников получение сертификатов -- бесплатное или за символическую цену) или непосредственно на предприятиях. Не редкость, когда выпускник к моменту окончания школы имеет сертификаты о профессиональном обучении, которые теоретически позволяют ему трудоустроиться. Родители могут ознакомится с оценками ученика посредством report-ов, высылаемых по почте на домашний адрес в конце каждой четверти, или встретиться с учителем в индивидуальном порядке (при желании, в дополнение к обычному ежечетвертному parent--teacher interview можно договориться о внеплановой встрече).
Доставка ученика в школу может осуществляться как силами родителей, так и посредством специального транспорта. В отличии от независимых школ, которые часто имеют собственную систему перевозок, большинство учеников пользуются межшкольными маршрутами или общественным транспортом. Проезд в них бесплатный (школа предоставляет специальный годовой проездной билет). Питание школьников, как правило, забота родителей. Обычно, в учебное время в школе работает tuck-shop (вроде буфета), предлагающий разнообразные закуски (фрукты, сэндвичи, пицца и т.п.). Многие дети приносят ланч с собой. В начальных классах, по нашему опыту, учителя проводят разъяснительную работу с родителями и учениками на предмет здорового питания.
Работающим родителям, возможно, придётся воспользоваться системой продлённого дня (before- and after-school care), которая часто располагается на базе школы или близлежащего child care center. Большой популярностью пользуется и система Police-Citizens Youth Club (PCYC http://www.pcyc.org.au/), обеспечивающая присмотр за детьми за некоторую плату.
Все школы штата имеют собственную форму (зимний, летний, нарядный и повседневный варианты), которую можно купить в школьном магазине. Там же можно приобрести и необходимые школьные принадлежности (в наборе). Школьную одежду распространённых школьных цветов (если политика школы в отношении формы не строгая) и разнообразные канцелярские товары можно самостоятельно купить и в общедоступных магазинах. Родительские затраты на обеспечение школьников необходимыми для обучения вещами частично компенсируются государством (на ученика начальной школы -- 400 AUD, на ученика старшей -- 800 в год).
Разнообразие внешкольных занятий зависит от учебного заведения. Наши дети посещают уроки скрипки и кларнета (можно было выбрать из 12 разнообразных музыкальных инструментов), школьный духовой и струнный оркестры, занятия плаванием, йогу, уроки языка глухонемых, кружок вязания, беговой клуб. Эти занятия или бесплатны, или имеют символическую стоимость. Музыкальные инструменты можно арендовать в школе.
Теперь -- субъективное мнение. Нет, назвать австралийское школьное образование слабым -- было бы ошибкой. Иногда оно таким представляется по сравнению с советским/российским по причине ограниченного выбора предметов в старших классах или недостаточной, по мнению родителей, учебной нагрузки. Каюсь, после питерских школ, в которых наши дети учились до отъезда, первое время мне было грустновато. Однако со временем, разобравшись в школьной политике, сравнив прежние и нынешние настроения и результаты наших детей, попробовав обучение в четырёх разных учреждениях, пришла к выводу, что первое впечатление было обманчиво. На мой взгляд, принципиальные различия между российской и австралийской школой состоит в том, что: - в младшей школе дают достаточно широкие, но не особенно глубокие (и утомительные) познания о мире; - предметы в старшей школе выбираются учеником в зависимости от жизненных планов; - акцент в обучении сделан не на получение объёма знаний, а на самостоятельный поиск информации и овладение различными формами её организации и подачи (эссе, публичные выступления, презентации); - система обучения в большей степени соответствует возрастным особенностям и индивидуальным возможностям ребёнка (как результат, дети не перегружены информацией, испытывают меньше стресса и получают удовольствие от жизни); - оценка не ставится во главу угла, ценятся усилия, прикладываемые ребёнком (это отражено в школьных репортах); промахи и ошибки ребёнка не афишируются, оценки известны только ученику и его родителям, а не всему классу (как результат, отстающие ученики не прессуются и не подвергаются осмеянию); - большое внимание уделяется созданию дружелюбной атмосферы, неприятия издевательств (bulling), командной работе; - обучение в большей степени нацелено на решение практических задач (математические расчёты используются, например, для проектирования "американских горок"). Школьная жизнь для австралийских детишек в большей степени fun, чем каторга. Бледные, с синяками под глазами от недосыпания, сутулые школьники здесь редкость. Дети не теряют желание учиться к концу первого класса. Интересные, жизненные задания, разнообразие творческих заданий, отсутствие скучных и однообразных упражнений -- делает обучение в австралийской школе приятным и весёлым занятием. Даже занудные упражнения по орфографии превращены в азартный спелофон (spellathon), в ходе которого классы соревнуются в том, кто сделает меньше ошибок. В целом, к 11 классу, получив представление о всём разнообразии человеческих знаний и умений и попробовав себя во многих видах деятельности, подросток может принять в той или иной степени осмысленное решение о том, что он хочет получить от жизни. Деление учеников в старшей школе на академический и профессиональный потоки обеспечивает удовлетворение разнообразных потребностей молодых людей, позволяет сфокусироваться на избранной отрасли знаний и изучить необходимые предметы углублённо. (Этим, частности, объясняется отсутствие широкого разнообразия специализированных школ.)
Конечно, не стоит ожидать, что система школьного образования в Австралии идеальна. Кого-то огорчает невозможность выбрать все интересующие старшеклассника предметы, кто-то обвиняет австралийцев в отсутствии широких знаний, чей-то ребёнок недополучает знаний по иностранному языку, а кого-то раздражает школьная привычка сидеть на полу. Стоит отметить, что и сами австралийцы высказывают недовольство в адрес местных школ, обвиняя систему образования в подражании худшим мировым образцам, недостаточном контроле над учащимися, поверхностности получаемых знаний. Одно очевидно, атмосфера сотрудничества и дружелюбия в совокупности с ориентированностью на интересы ребёнка не калечит детскую психику, позволяет реализовать себя и жить в радости.
Оригинал взят у
Did you like the publication? Thumbs up!
Do you like how the author writes? Subscribe and read all posts in the author blog!
Do you want to know what they write in the comments to the publication? Subscribe to the publication and read!
Want to share your thoughts with the author? Write in the comments and the author will definitely answer!
Do you want to appreciate the work of the author? be generous and just thank him!
Dear visitors! In order to find out about the answers to your questions in the comments, we recommend that you go through a simple and easy registration in our network, and then subscribe to the content of your choice!
RegistrationПравительством Финляндии принято решение о расширении использования специальных долгосрочных виз (виз категории D), путем введения ...
К 2025 году Евросоюз намерен полностью запретить выдачу «золотых» паспортов и виз иностранным инвесторам Совсем недавно, появилас ...
Как видно из оглавления публикации, в настоящее время усиленно муссируются слухи о том, что Лондон в ближайшее время может опублик ...
Чехия стабильно входит в десятку стран, которые россияне выбирают для эмиграции. По данным Чешского статистического управления сег ...
Немцы массово ищут землю обетованную и эмигрируют из Германии! Скажите звучит более чем странно, в то время когда большинство ...
Лондон уже много лет остается самым желанным у россиян городом мира для покупки недвижимости. Также в числе популярных локаций для ...
Как правило, большинство, тех кто собирается в эмиграцию, готовятся к этому заранее, как можно больше узнают о стране в которую со ...
Правительство Бахрейна объявило о запуске инвестиционных возможностей на общую сумму более $30 млрд в рамках комплексного пакета д ...
Новое немецкое правительство планирует облегчить получение немецкого гражданства. Во-первых, для этого впредь не придется, как сей ...
Считается, что Украина – страна больших возможностей и любые препоны можно снять шуршанием денежных купюр. Якобы всему есть своя ц ...
All publications author