Статья

 Это рассказ уроженки Петербурга Надежды, которая  родилась, жила, училась и работала в этом городе на неве. Будучи состоявшимся корпоративным юристом, она уехала на другой край земли, где не могла продолжать трудовую деятельность, – в Малайзию. За четыре года жизни там героиня нашла новую работу, обрела любовь, семью и большой интернациональный круг друзей. Чужая страна стала ей вторым домом, где живут совсем другие люди, причём устроено всё у них совершенно иначе.

О переезде: была влюблена в страну первые два года жизни

В Малайзию я переехала в 2018 году вслед за супругом. Он тоже иностранец – из Бангладеш, и поженились мы, кстати, на его родине. В Малайзии он живёт уже 14 лет: когда-то приехал по учёбе, после остался и открыл бизнес.

Переманивать его в Россию было нелогично: по-русски он не говорит, а в нашей стране, как мы знаем, с английским трудности. Менять его прибыльное дело на призрачные шансы найти работу на моей родине было бы стратегически неверно.

 

До этого я уже была в Малайзии, но на отдыхе. За те три недели страна меня очаровала! И даже учитывая то, что отпуск и жизнь – это две разные вещи, первые пара лет тут были сказочными.

Потом – с приходом в наш мир Covid-19 – ситуация в стране очень изменилась, в частности для приезжих. Вместе с этим поменялось и моё отношение к жизни в Малайзии, вплоть до обдуманного желания переехать отсюда. Но об этом я расскажу позже.

С туристической точки зрения здесь прекрасно: смешение культур, множество достопримечательностей, храмы разных религий, острова, интересная природа, горы… Есть даже свои Мальдивы – остров Реданг с пейзажами как с картинки и лазурного цвета водой. Всё это располагает к путешествиям по стране и хайкингу, чем до родов я занималась каждые выходные. В общем, есть что посмотреть не только туристу, но и местному жителю.

Если рассматривать страну для жизни, нужно понимать, что это тропики и климат тут соответствующий. Экватор, жарко постоянно, ярко выраженного сезона дождей нет, как, например, в соседней Индонезии. У нас он выглядит так: дождь начинается стремительно, льёт так, будто ведро воды сверху вылили, проходит в среднем за полчаса, а через десять минут всё вокруг снова сухое.

Живём мы не в самом Куала-Лумпуре, а в местечке Сайберджая. Его можно назвать городом – всего 20 км от столицы, но административно всё-таки считается пригородом – ближайшим, как Пушкин вблизи Санкт-Петербурга.

Сайберджая – хороший район со множеством парков, преимущественно частным сектором, новыми домами и прочими прелестями загородной жизни. Всё это вкупе с близостью к столице и её инфраструктуре делает место привлекательным не только для нас, но и для большинства экспатов.

О людях: «винегрет» из трёх народов, культур и менталитетов

Малайзийцами называют представителей трёх наций: непосредственно малайцев, китайцев и индийцев. Объединяет их лишь наличие малайзийских паспортов, ну и то, что все они говорят на английском. В остальном это абсолютно разные люди, причём во всём.

Китайцы обосновались в Малайзии давно, в XIX-XX веках. Между собой общаются на кантонском и мандаринском диалектах. С точки зрения религии они буддисты. Индийцы исповедуют индуизм, говорят на урду и хинди. Малайцы же мусульмане и пользуются малайским языком.

Выглядят они тоже по-разному, что особенно видно на примере девушек.

Китаянки, пожалуй, самые открытые и внешне более понятны нам, русским. Одеваются очень откровенно, в клубы вообще ходят полуголые – то, что они называют шортами и топами, больше похоже на нижнее бельё. Но выглядят действительно хорошо – худенькие, стильные и ухоженные.

Индийки следят за своим внешним видом – заботятся о волосах, красятся. Но их красота и внешний вид определяется культурными особенностями: на лбу всегда красуется точка, макияж очень яркий, а одежда преимущественно национальная и пестрит разными цветами.

Малайки обычно не уделяют внешности так много внимания. Ежедневно одеваются довольно просто, особого стиля у них нет, вся одежда немного мешковатая. Колени и локти всегда укрыты, на голове платок. Только единицы следят за лицом и ежедневно красятся. А красивые национальные костюмы надевают только по особым случаям.

Бытовая рутина каждой нации тоже формируется под влиянием культурных традиций. Так, например, индийцы наиболее открытые и настолько крепко связаны семейными узами, что предпочитают жить в одном доме несколькими поколениями.

Малайцы тоже люди семейные, могут и после совершеннолетия проживать с родителями. Обычно имеют очень много детей (минимум трёх). А ещё они глубоко религиозные – ходят в платках, молятся по несколько раз в день и постоянно посещают мечеть. При этом они довольно ленивые, никогда и никуда не торопятся, всегда расслаблены. К ним применимо такое понятие, как asian time: если куда-то нужно прийти к двум часам, то не сомневайтесь – они в это время только в душ пойдут.

Помимо того что малайцы всегда и везде опаздывают, им абсолютно незнакомо понятие «стрессоустойчивость». На них нельзя давить в вопросах работы, иначе… откажутся её выполнять. У меня был такой инцидент. Я требовала с местного дизайнера соблюдения дедлайна, в ответ на что он выключил телефон и пропал на три дня. Аналогичные случаи были и у моих знакомых – владельцев кафе. Предъявляешь официанту претензию за опоздание – он разворачивается и уходит!

Самые «живенькие», хитрые, прожжённые, пробивные и потому состоятельные (у них, как правило, много недвижимости) – это китайцы. Я бы даже назвала их самыми агрессивными из всех трёх национальностей. А в период локдауна они показали ещё одну свою сторону – чрезмерную мнительность. Боялись буквально всего, сидели дома и детей своих мучали. Соседский мальчик просидел в четырёх стенах год, чтобы «не подхватить вирус».

Интересно и то, что между индийцами, китайцами и малайцами очень явно поделены сферы бизнеса. Последние часто работают в правительстве, государственных организациях типа пенсионного фонда и так далее. Китайцы в большей степени занимаются недвижимостью и землёй, а ещё держат крупный бизнес, например фабрику по производству олова. Деятельность индийцев в основном связана с машинами – паркинги, ремонтные мастерские и прочее.

При этом за всю обозримую историю Малайзии у малайцев, китайцев и индийцев между собой никогда не было серьёзных конфликтов и уж тем более гражданских войн. Несмотря на явные отличия в жизненном укладе и внешнем виде, несмотря на разность культур, языков и менталитетов, соседствуют люди мирно.

Думаю, один из факторов, влияющих на это, – уважение со стороны государства к каждому из трёх народов. К примеру, в Малайзии на государственном уровне (!) отмечают все религиозные и национальные праздники. Рождество, мусульманский Раджаб, китайский Новый год, индуистский Тайпусам и другие. Бывают месяцы, когда из-за обилия важных дат мы очень много отдыхаем, ведь на каждую полагается свой выходной.

О легальном статусе: Малайзия для экспата – это всегда временная история

Виза, по которой я нахожусь в стране, называется Malaysia My Second Home (MM2H). Изначально она была у моего супруга, а мы с ребёнком получили её как зависимую тоже на десять лет.

Для её получения нужно иметь сумму $71 тыс. (300 тыс. малайзийских ринггитов). Половину можно забрать через год, но с обязательством потратить на территории страны. Мы показали, что вложили эти средства в покупку автомобиля. Остальная сумма лежит в качестве фиксированного депозита, с которым ничего нельзя сделать до конца срока действия визы.

Раньше эта виза давала ряд преимуществ, среди которых было, например, отсутствие подоходного налога и налога на машину, специальный коридор в аэропорту. Сейчас же в связи с откровенно плохой экономической ситуацией правительство решило изменить условия, чтобы заработать денег.

Так, если раньше мы были избавлены от некоторых налогов, то сейчас должны их платить. Кроме этого, появилась информация, что владельцы MM2H должны будут тратить ежемесячно $9,5 тыс. (40 тыс. ринггитов). А фиксированный депозит, который раньше составлял $35,5 тыс. (150 тыс. ринггитов), увеличится до $240 тыс. (миллиона ринггитов)! Однако на данный момент всё ещё неясно, действуют ли правила и если да, то на кого – на всех, в том числе и «старичков», или только на новых заявителей.

Очень многие мои знакомые живут здесь по рабочей визе. Получить её можно только от работодателя –  международной компании, базирующейся в Малайзии. Такие фирмы нередко нанимают иностранцев, чаще всего IT-специалистов из Европы, России или Азии, на год или два. Чтобы получить визу, нужно быть хорошим специалистом.

Распространены и студенческие визы, которые, что очевидно, выдают на основании учёбы в Малайзии. По истечении этой визы и желании подать на новую, например рабочую, из страны нужно выехать и получить контракт от работодателя. Та же самая процедура требуется в случае смены работодателя – по окончании одной визы и перед получением другой Малайзию нужно покинуть. Въехать в страну снова можно только с обновлённой визой.

Обычную туристическую визу до карантина можно было получить по приезде в аэропорту. Давали её на 30 дней. «Визранить», то есть выезжать из страны и въезжать в неё снова ради получения нового штампа, в Малайзии было невозможно. Эта схема работала ровно два раза, потом тебя не пускали, а иногда и закрывали въезд. Сейчас страна закрыта для туристов, поэтому визы по прибытии не дают.

С получением малайзийского ВНЖ большие проблемы. Ты можешь хоть всю жизнь продлевать выданную тебе визу, если сохраняются основания для её выдачи, но так и не получить вид на жительство. Его, как правило, дают только иностранным супругам малайцев, но для этого нужно знать малайский язык.

С гражданством ещё сложнее. Получить его невозможно, если в тебе нет малайзийской крови. Так, если бы мой супруг был малайзийцем, то наш ребёнок получил бы гражданство. А так как мы оба иностранцы, то и претендовать на паспорт не можем. Более того, не может и наш ребёнок, проживи он тут хоть всю жизнь.

Власти страны не дают гражданство по праву почвы. Не дают его ни по истечении определённого времени, ни на основании наличия недвижимости и/или инвестиций.

Ребёнок может находиться в стране по зависимой от родителей-иностранцев визе до совершеннолетия, то есть до 21 года. Далее он должен легализовать своё проживание здесь – получить одну из виз. То есть и мы, и наши дети, рождённые здесь, всегда будут иностранцами, всегда будут находиться в подвешенном состоянии и искать способы легализовать своё нахождение в Малайзии.

Об экспатах: их много, но отношение хорошее не ко всем

Экспатриантов в Малайзии много (по данным миграционного портала международных данных, в 2020 году в стране проживало 3,5 млн мигрантов. – прим. ред.). Для наглядности могу привести численность тематических групп в популярном здесь Facebook. Так, в группе Expats in Malaysia состоит 22 тыс. человек, а в группе «Русскоязычные в Малайзии» – 7,5 тыс. И очевидно, что это далеко не все. Ведь только по визе MM2H в Малайзии 44 тыс. экспатриантов. А это не единственная категория виз.

Приезжают в Малайзию со всего мира. Например, среди студентов явно выделяются арабы, но не из Эмиратов, а из Сирии, Йемена и Египта. Кстати, многие студенты-африканцы живут в нашем районе. Экспаты-европейцы, как правило, приезжают по рабочим контрактам. И основная их сфера деятельности – IT.

Относятся к приезжим по-разному, в зависимости от того, откуда человек. К европейцам (по сути, ко всем людям с белой кожей) относятся очень уважительно, всегда по-доброму и с улыбкой. Да, здесь принято улыбаться незнакомцам на улице, в отличие от России.

Если мы говорим о выходцах из Бангладеш, то они здесь как узбеки или таджики в России. Особого уважения я к ним не замечала. Они здесь – рабочий класс, трудящийся в основном на стройках, и в отношении к ним проявляется расизм.

Друзей среди местных у меня нет, есть знакомые мамочки на детской площадке, но тесных отношений с ними не поддерживаю. Дружба в нашем понимании у меня только с русскими. Только им я могу довериться, открыться, позвонить и обсудить что-то. С иностранцами тоже общаюсь, более того, у меня очень широкий круг знакомств. Но это всё больше приятельские отношения, подразумевающие периодические встречи и посиделки, но не близость.

О трудоустройстве: работают и на себя – пекут торты, проводят марафоны

В Малайзии много офисов международных корпораций, банков, инвестиционных компаний. Все они предпочитают работать с высококвалифицированными иностранцами, а не с местным населением. Поэтому, как правило, специалистов привозят из-за рубежа по контракту на год-два с возможностью дальнейшего продления. В некоторых случаях человека переводят в офис той же компании в другую страну, но путь всегда зависит от личных договорённостей, единой схемы нет.

Некоторые компании обеспечивают своим сотрудникам жильё, медицинскую страховку и даже школу детям. Но есть и такие, которые не покрывают ничего, в них обычно и зарплаты не слишком высокие.

Доминирующая сфера, в которой работают иностранцы, – это IT. Также приезжие часто заняты в области образования, то есть преподают. В Малайзии много международных школ, обучающих по британской, американской, канадской или австралийской системе. Каждая из них предполагает уникальный подход к обучению, особую балльную систему, свою дату начала учебного года и учебные материалы. Единственное, что их объединяет, это язык – все уроки ведутся на английском.

Высшее образование тоже представлено многочисленными международными университетами. При этом если, например, вуз австралийский, то, даже обучаясь на территории Малайзии, студент по итогу получает диплом Австралии. Часто иностранцы пользуются этим и отправляют детей учиться именно в Малайзию, где дешевле и обучение, и жизнь.

Многие наши работают в сфере туризма, как и я до пандемии: наша компания возила русскоязычные группы по стране. У арабов своя «фишка» – они часто открывают точки общественного питания или маленькие магазинчики в небольших районах.

Где иностранцев точно нет, так это в государственных органах. Также нас не берут в юриспруденцию из-за кардинально отличающейся правовой системы. А ещё я ни разу не видела иностранцев среди врачей, хотя русскоговорящих докторов встречала – многие из них в своё время учились в России.

Здесь нельзя официально работать по зависимым визам, которые получают супруги и члены семей основных заявителей. Но и они без дела не сидят, по крайней мере наши девочки из России и стран СНГ. Часто они предоставляют услуги в сфере красоты – делают маникюр, педикюр, работают бровистами и наращивают ресницы. Азиатам такие вещи доверять нельзя: очень грубо и топорно работают.

А ещё среди жён иностранцев популярна… готовка – на этом весьма неплохо зарабатывают. Сидя дома, девочки делают торты и пироги, домашнюю колбасу, творог, лепят пельмени и вареники. Продают действительно недёшево! Я сама заказываю кисломолочные продукты, потому что в магазинах Малайзии их попросту нет.

Ну и куда ж без йоги! Эту нишу наши тоже плотно занимают. Проводят марафоны, практики и прочие мероприятия, но не онлайн, а вживую. И надо сказать, это пользуется популярностью.

источник

06.01.2022
 
Комментарии
Сортировка: 
Показывать по:
 
  • Комментариев пока нет
   Комментарий Записать видео-комментарий
 
 
 
     
Пожертвования

Понравилась статья?

И мы, и наши дети, рождённые заграницей, всегда будут чужими

Вы можете отблагодарить автора разместившего статью Sergey , ведь он старался и собирал информацию для этой статьи для вас! Вы можете отблагодарить автора, любой даже самой незначительной суммой!

Поблагодарить
Действия
Рейтинг
1 голоса
Рекомендовать
88899888