Статья

Политика нескольких десятилетий, направленная на объединение Европы, на свободное перемещение трудовой силы по территории ЕС, на облегченный приток иммигрантов и трудовых мигрантов-неевропейцев, уже давно начала давать серьезные сбои.

Многие выходцы из Юго-восточной Азии, Китая не хотят учить язык принимающей страны, селятся в анклавах, которые нередко криминализируются. Иммигранты радикальным образом сегрегированы с местным населением. Мало того, иммигранты, особенно мусульмане, порой стремятся навязать свои культурные и религиозные особенности: уже поступали предложения ввести в законодательство ряда европейских стран нормы шариата.

Плохо просчитывалось, какое количество трудовых мигрантов необходимо для поддержки экономики: мигрантов оказывалось подчас значительно больше, чем требовалось. Они нередко устраивались на работу нелегально, на низкую зарплату с укрытием налогов, что ломало естественную конкуренцию на рынке труда и криминализировало экономику.

Стало все больше возрастать недовольство местного населения потоками миграции, стали растет мигрантофобия. Это, в свою очередь, привело к резкому росту популярности правых и крайне правых партий, сделавших главным своим лозунгом борьбу с миграцией. Многие из партий прошли в парламенты своих стран на самых разных уровнях.

Неконтролируемая трудовая миграция привела к тому, что чуть ли не половина трудоспособного населения балтийских стран, Румынии, Болгарии ринулась на заработки в Западную Европу, приводя к спаду производства в своей стране и создавая избыточную рабочую силу в других странах.

На все эти события власти пытались реагировать по-разному. Особенно жесткую позицию заняли власти Франции во главе с бывшим президентом Николя Саркози. Президент Франции депортировал несколько сотен перебравшихся во Францию цыган, вызвав протесты других стран ЕС. Именно инициативы Саркози привели к запрету ношения религиозных одежд в публичных местах. В своих предвыборных программах Саркози требовал вдвое снизить поток мигрантов в Европу, грозя чуть ли не выходом из ЕС. Не отстают от него и другие правые политики Франции: лидер французского Национального фронта Марин Ле Пен предложила перекрыть границы, выйти из ЕС и вообще пересмотреть всю иммиграционную политику Франции.

В Англии лидер праворадикальной Лиги Защиты Англии Томми Робинсон пообещал устроить «английскую весну». Сразу после убийства английского солдата Ли Ригби его организация провела две мощные манифестации, которые завершились стычками с полицией. И даже в законопослушной Швеции после погромов в пригородах Стокгольма прошел марш правых радикалов.

Но акции правых партий и угрозы ведущих политиков в сфере миграции до поры, до времени не воплощались в решения, принятые на государственном уровне. Первый сигнал прозвучал месяц назад, 9 февраля. На общегосударственном референдуме в Швейцарии 50,4% участников поддержали законодательную инициативу «против массовой иммиграции», выдвинутую крайне правой Швейцарской народной партией (ШНП). И такой результат референдума не случаен: этой партии швейцарцы отдали на последних выборах большинство мест в парламенте страны - Федеральном собрании.

По мнению членов ШНП, маленькая и пока благополучная Швейцария не может позволить себе каждый год разрешать въезд в страну 80 тыс. граждан других государств - именно столько граждан въехало в страну в 2012 г., по сравнению с 8 тыс. в 2002 г. Напомним, что Швейцария, не являясь членом ЕС, в 2002 г. заключила с Европой соглашение о свободном перемещении граждан и товаров. С тех пор в Швейцарию прибыли 393 тыс. человек, и 60% из них - выходцы из Европы (при этом въезд для неевропейцев был ограничен изначально). В результате, из 8 млн. жителей Швейцарии уже 2 млн. составляют мигранты. По мнению членов ШНП, с растущей год от года иммиграцией в Швейцарию из стран-членов ЕС надо что-то немедленно делать: экономический кризис в Европе, как заявляют авторы инициативы, довел количество безработных в Европейском союзе до астрономических цифр, и безработные со всей Европы едут в Швейцарию в поисках работы, отнимая рабочие места у местных жителей. Кроме того, в инициативе, вынесенной на референдум, сказано и о том, что приток иммигрантов из ЕС оказывает серьезное давление на транспортную сеть и образовательную систему страны. В практическом же плане ШНП предложила возвратиться к политике ежегодных квот на иностранцев, которые будут разработаны позднее, и призывает отдавать приоритет гражданам страны при трудоустройстве.

Правительство Швейцарии призывало проголосовать против предложенной ШНП программы, понимая, что по результатам референдума швейцарским властям придется пересмотреть договоренности с ЕС.

Однако результаты референдума были вполне предсказуемы и логичны. Мнения голосовавших разделились почти поровну, с минимальным перевесом сторонников ужесточения миграции. Большинство проголосовавших за ограничение - сельские жители, считающие, что из-за приезжих поднимаются цены и страдает здравоохранение. Против голосовали горожане, считающие, что приток мигрантов стимулирует рост экономики в стране.

Итак, в первую очередь изменения в швейцарском законодательстве коснутся рабочей силы из Европейского Союза. Итоги референдума вызвали разочарование и критику ЕС. В заявлении Еврокомиссии отмечается, что она «сожалеет, что инициатива по введению квот на мигрантов была одобрена на этом голосовании. Это против принципа свободного перемещения людей между ЕС и Швейцарией. ЕС изучит последствия этой инициативы для отношений со Швейцарией в целом».

Председательствующая сейчас в ЕС Греция (у которой, как известно, есть и большие собственные экономические проблемы, неотделимые от вопроса о миграции) в заявлении своего МИД отметила: «Введение квот на миграцию граждан ЕС противоречит принципу свободного передвижения людей между Европейским Союзом и Швейцарской Конфедерацией, заложенному в соответствующем двустороннем соглашении, которое находится в силе и является ключевым для гармоничного развития наших отношений». Греция напоминает, что свободное передвижение является одним из основополагающих принципов Европейского проекта, и его необходимо сохранять и расширять: «Европейский Союз должен изучить последствия итогов референдума и готов работать вместе с правительством Швейцарской Конфедерации с тем, чтобы найти способы решения проблем, которые станут его следствием».

Однако сам ЕС оказывается в сложной ситуации. Можно критиковать итоги референдума в Швейцарии, но это есть народное демократическое волеизъявление, а не решение правительственных чиновников. Пересмотр отношений ЕС и Швейцарии представляется неизбежным. Мало того, решение Швейцарии может оказаться триггером для начала процесса изменения законодательства других стран.

Так, Великобритания, хотя и является членом ЕС, всегда придерживалась достаточно самостоятельной позиции в экономических вопросах. Британское правительство также собирается ужесточать политику по отношению к трудовым мигрантам, в т.ч. из Евросоюза. Премьер-министр Великобритании Д.Кэмерон заявил, что правительство намерено остановить поток мигрантов в Великобританию: «Необходимы новые соглашения, призванные замедлить открытие национальных рынков труда до тех пор, пока мы не будем уверены в том, что крупного потока иммигрантов из соответствующей страны ЕС не последует... Великобритания считает, что ограничения на трудовую иммиграцию из отдельной страны Евросоюза должны действовать до тех пор, пока ее ВВП не достигнет определенного, установленного ЕС уровня». Более того, Кэмерон предложил закрыть доступ иностранцам к национальным социальным программам: «Лондон также добивается введения национальными правительствами предельных квот на работу граждан из других государств Евросоюза». При этом премьер указывает, что предлагаемые меры уже используются в некоторых европейских странах, включая Нидерланды, и не противоречат законодательству ЕС.

Правительство намерено ограничить социальные выплаты для безработных мигрантов: с апреля государство уже «не будет оплачивать расходы на проживание». Предлагается налагать штрафы на частных домовладельцев, которые не будут проверять иммиграционный статус своих арендаторов. Тем, кто сдаст жилье незарегистрированным приезжим, грозит штраф в 1000 фунтов. Иммиграционный статус будут проверять при получении автомобильных прав, также сократится число возможных апелляций на решение о депортации с семнадцати до четырех, мигранты потеряют возможность выходить на свободу под залог.

Все эти меры не случайны: в Великобритании, по последним статистическим данным, более 13% - приезжие. Больше всего в Британию стремятся жители Индии, Польши, Пакистана, Ирландии и Бангладеш. При этом иммигранты сталкиваются здесь со многими проблемами. Так, уровень безработицы среди бангладешцев и черных африканцев составляет 24 и 27%, соответственно, среди индийцев - 12%, тогда как среди белого населения безработных всего 8%.

Фиктивные браки с гражданами EС или британскими гражданами позволяют мигрантам на вполне легальной основе остаться в стране - в таком случае приезжие иммигранты могут даже получать социальные льготы. Только за 2012 г. британские полицейские выявили более 2 тыс. фиктивных браков, половина из которых заключались именно с иностранцами. Существуют и другие способы остаться в стране.

Местные чиновники вообще рассматривают ситуацию с вопросами иммиграции, как катастрофическую: у британского МВД на сегодняшний момент остаются нерассмотренными свыше полумиллиона дел, которые касаются иммигрантов. Чтобы расчистить эти завалы, понадобится минимум 37 лет - такие данные были озвучены британским парламентским комитетом по внутренним делам. По-прежнему остаются неразрешенными 502,5 тыс. обращений, что является историческим максимумом. В общее количество включены дела более четырех тысяч иностранных преступников, которых британское правительство собирается депортировать.

Все это, естественно, не способствует благодушным настроениям в обществе. Около 47% британцев заявили, что категорически против иммигрантов из стран, которые не входят в Евросоюз. Одобряют миграцию лишь 20%; 52% респондентов считают, что мусульмане создают огромные проблемы для Британии, а 48% британцев готовы поддержать партию, которая будет выступать против иммиграции. Таким образом, властям Великобритании для сохранения своего имиджа и доверия местного населения нужно приложить серьезные усилия, чтобы привести в порядок государственную иммиграционную политику.

Объединяются в борьбе с миграцией Италия и Австрия, которые планируют усилить борьбу против мигрантов, пребывающих в этих странах без соответствующих документов, а также с преступностью на совместной границе двух стран.

Таким образом, европейские тенденции достаточно ясны. Миграционные потоки начинают жестче контролироваться с целью их уменьшения, и резко ужесточается борьба с нелегальной миграцией. Из сложившейся ситуации должна извлечь для себя важные уроки Россия. Разумеется, Россию нельзя сравнить с маленькой и благополучной Швейцарией. Если последняя может себе позволить значительно ограничить трудовую миграцию, то для России это невозможно. Неудовлетворительная демографическая ситуация и огромные пространства, задачи развития экономики требуют большого притока рабочей силы. Вместе с тем, неконтролируемые процессы, мощная коррупционная составляющая в сфере миграции, научно не обоснованные рекомендации к качеству и количеству мигрантов в тех или иных регионах уже привели к множеству проблем и могут лишь ухудшить ситуацию. В этом плане необходим тщательный анализ западного опыта и принимаемых мер. Не случайно недавно разработан проект Федерального закона Российской Федерации о социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации. Начинается создание новой инфраструктуры силами органов власти и НКО.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: "Необходимо отметить очень серьезное значение складывающейся ситуации в миграционной сфере для Украины. Многие украинцы видят в ЕС спасительный круг, в частности, рассчитывая на свободное перемещение, работу в западноевропейских странах. Однако курс на ужесточение миграционных требований (а он в первую очередь будет ориентирован на экономически слаборазвитые страны, отличающиеся высоким уровнем коррупции, нестабильным политическим положением, к которым, несомненно, относится Украина) вряд ли будет соответствовать этим ожиданиям. Растет приток жителей Украины и в российские регионы. Готовы ли мы к такому повороту событий, как будут адаптированы и интегрированы эти люди?"

 

16.03.2014
 
Комментарии
Сортировка: 
Показывать по:
 
  •  ольга Балог: 
     
    ЕС ничего Украине не даст,простые люди как работали за копейки так и будут работать,если бы работали там то с ихними копейками в Украине прожить можно,но есть одно но ЕС более пристально будет присматривать за нашими депутатами и спрашивать их откуда тот или иной доход.
     
     25.03.2014Ответить 
    2
     
  •  Tan Martin: 
     
    да, не знаю что Украине даст ЕС, Болгарии ничего не дал. хорошего ничего.
     
     25.03.2014Ответить 
    3
     
   Комментарий Записать видео-комментарий
 
 
 
     
Пожертвования

Понравилась статья?

О проблемах миграционной политики в современной Европе

Вы можете отблагодарить автора разместившего статью Sergey , ведь он старался и собирал информацию для этой статьи для вас! Вы можете отблагодарить автора, любой даже самой незначительной суммой!

Поблагодарить
Действия
Рейтинг
1 голоса
Рекомендовать
88899888